Несколько лет назад гранулированный шлак перестали использовать на основании предписания Прокуратуры города Норильска. Наверное, на это имелись некие основания. Одним из этих оснований явилось то, что песок из гранулированного шлака, технически считается "отходом". Далее, по мнению прокуратуры, "отход" нельзя использовать в таком назначении.
Но это не означало, что данный материал был вреден.
Исторически сложилось, что в Норильске ранее применяли песок из гранулированного шлака (отход металлургического производства). Проблема в том, что в Норильске нет пригодного песка для этих целей.
За не имением иного способа, было решено использовать мелкий щебень..
Посыпания дорог антигололедными материалами в виде мелкого щебня, может быть весьма опасен для здоровья людей. Пыль из мелкого щебня содержит кремниевые соединения, которые являются канцерогенами и могут приводить к респираторным заболеваниям, включая пневмокониоз.
В соответствии со стандартными методами классификации опасности химических веществ пылеобразный щебень относится к классу 2B - веществам, возможно, канцерогенным для людей.
Однако, несмотря на то, что польза от использования мелкого щебня в качестве антигололедного материала небезосновательна, его длительное использование на дорогах города может привести к серьезным проблемам со здоровьем у населения. В связи с этим, предусмотрены законодательные ограничения на длительное использование пылеватых материалов на дорогах города.
Согласно ГОСТ 5730-75, пылеватый щебень не допускается для использования в качестве антигололедного материала на дорогах. Вместо этого рекомендуется использовать природный песок, содержащий не более 5% мелких частиц. Существенно то, что ограничивается именно количество мелких частиц, которые являются опасным фактором (наверное горожане, вскоре будут наблюдать пылевые облака в городе).
Таким образом, использование пылеватого щебня для посыпания дорог города является неприемлемым. Вместо этого следует использовать безопасные альтернативы, такие как песок, которые не представляют угрозы для здоровья людей и окружающей среды.
Также понимаем, что на территории отсутствует природный песок.
Следует отметить, что использование традиционных химикатов в качестве антигололедного состава в условиях мерзлоты недопустимо в связи с их влиянием на температуру замерзания влаги в грунтах.
Какой же выход из этого замкнутого круга?
Полагаю, что единственно решение, вернуться к историческому опыту с учетом изменений в законодательстве.
Также важно учитывать экономические последствия запрета на использование гранулированного шлака. Этот продукт является более доступным и дешевым, чем другие антигололедные средства, и его запрет может привести к увеличению затрат на содержание дорог и тротуаров в зимний период.
Вместо запрета необходимо проводить контроль за качеством гранулированного шлака и его использованием в соответствии с требованиями безопасности (необходимо материал сертифицировать, и это возможно). Не думаю, что ныне используемый щебень имеет сертификат безопасности и рекомендован в качестве антигололедного материала для использования в черте города!
В 2016 году было проведено исследование на предмет безопасности песка из гранулированного шлака. Было обнаружено, что данный продукт относится к 4-му классу опасности. Этот класс характеризуется низкой степенью вредного воздействия. На практике, отходы, относящиеся к классу IV, в большинстве своем являются строительным мусором или обычным улично-дорожным мусором.
В случае дальнейшего использования щебня, город будет покрыт мелко дисперсной пылью, которая может быть более вредной для здоровья людей, особенно в условиях длительной зимы и сухого климата.
Важно помнить, что любое решение должно быть основано на комплексном подходе, учитывающем экологические, экономические и социальные аспекты. И только так можно достичь наилучших результатов для всех сторон.