В последние дни, только ленивый в городе не говорит о дефектах асфальтового покрытия дорог в Норильске.
Понятно, что пару недель народ поворчит, руководство прокомментирует, что-то усилит, несколько ям будут присыпаны песком в круговом цикле...
И конечно же, рапортажи ручных СМИ о том, что "город планирует в 2023 году асфальтировать 200 "млн". квадратных метров дорог и дворовых территорий и запущены в работу целых два завода по производству асфальта"!!! Народ, успокойтесь, все под контролем...
И на следующий год, все сначала!
Попытаемся разобраться в причинно-следственной связи.
Отсутствует государственный стандарт на асфальтобетон для условий сурового климата (длительная зима, низкие температуры, большие циклы замораживания и оттаивания в коротком промежутке времени, неустойчивое основание полотна дороги).
На территории Норильска нет соответствующих инертных материалов для приготовления асфальтовой смеси.
В целях "оптимизации" затрат завозиться низкомарочный битум (такие условия конкурса, кто предложит "дешевле").
Все это в совокупности дает такой результат, ежегодной необходимости замены и "лечения" асфальтового покрытия.
Что делать?
Еще лет 5 назад, руководству "автоДора" нами было предложено порядка 10 научно-исследовательских тем для реализации в Норильске с участием ведущих специалистов МАДИ. Включая разработку специального состава для условий Норильска с включением в соответствующий ГОСТ.
Интерес не был проявлен и получен ответ, МЫ работаем только с теми, на кого покажут пальцем!!! Остальное нас сне интересует! Асфальт есть, денег полно, укладывай и перекладывай, бюджет за все заплатит, поскольку НАРОД не доволен состоянием дорог.
Мы все наблюдаем процесс трещинообразования на поверхность асфальтового покрытия. Это неизбежный процесс из-за физических свойств твердого материала и температурных расширений. Поэтому, учитывая данный факт, асфальтовое покрытие дорог должно иметь уже в проекте деформационный швы, чтобы исключить хаотичное их образование. Также должны быть специальные составы и технология укладки.
За десятилетия накоплен значительный опыт. В прежние годы проблем было значительно меньше. Ранее производством и укладкой дорожного покрытия занималось специальное подразделение Норильского комбината. Готовились инертные материалы, разрабатывались специальные составы. Занимались экспериментальными работами по серо-асфальтобетону и много другое.
Арктическая зона и холодный климат представляют серьезные вызовы для строительства, особенно когда речь идет об асфальтобетоне. В этих условиях требуются специальные составы для асфальтобетона, которые обеспечивают стабильность и долговечность конструкций, способных выдержать экстремальные условия.
Один из главных факторов, который создает проблемы для асфальтобетона в Арктической зоне и холодном климате, - это перепады температуры. Если не использовать специальные составы, то в результате сильной перепада температуры асфальт начинает трескаться и разрушаться. Специальные составы асфальтобетона, разработанные для холодной зоны, позволяют избежать этой проблемы.
Когда выбирается состав асфальтобетона для холодного климата, учитывается ряд факторов. Например, в состав могут быть добавлены присадки, которые повысят его прочность и создадут дополнительную устойчивость к резким температурным перепадам. Важно также учитывать, какие материалы используются для асфальта. Например, асфальт должен быть мелкозернистым, чтобы обеспечить более плотное покрытие дорожной поверхности и увеличить его сцепление с дорожным покрытием.
Использование специальных составов для асфальтобетона в холодных климатических условиях и в Арктической зоне - это необходимость. Они обеспечивают стабильность и долговечность дорожных покрытий, которые выдерживают экстремальные температурные условия и позволяют обеспечить безопасность на дорогах.
Также для асфальтобетонных покрытий в холодных условиях используются специальные технологии укладки и уплотнения, которые позволяют создать более плотное и прочное покрытие. Например, укладка асфальта при повышенной температуре и последующее его охлаждение позволяют создать более плотное соединение между слоями.
Резюме:
Существующие стандартные решения могут дать только тот результат, который мы наблюдаем ежегодно.
Решение: Необходимо заниматься разработкой специальных составов и технологии укладки асфальтобетонного покрытия.
Действительно, проблемы с асфальтовым покрытием дорог в Норильске - это серьезная проблема, которая требует немедленного решения. Однако, проблемы не связаны только с отсутствием ремонтных работ и недостаточным контролем со стороны властей.
Отсутствие государственного стандарта на асфальтобетон для условий сурового климата - это серьезная проблема, которая должна быть решена на уровне государства. Также необходимо разработать специальные требования к инертным материалам, которые будут использоваться для приготовления асфальтовой смеси в условиях сурового климата.
Оптимизация затрат на производство асфальта может привести к использованию низкомарочного битума, который не обеспечивает необходимую прочность и долговечность асфальтового покрытия. В этом случае, необходимо учитывать не только стоимость производства, но и качество материалов, которые будут использоваться для строительства.
Кроме того, необходимо учитывать особенности местности, на которой будет строиться дорога. Например, в условиях Норильска, где земля мерзлая, необходимо учитывать не только особенности асфальтовой смеси, но и особенности основания дороги.
В целом, решение проблемы с асфальтовым покрытием дорог в Норильске требует комплексного подхода и учета всех факторов, которые могут повлиять на качество и долговечность дорожного покрытия.
Необходимо разработать специальные требования к материалам и технологиям строительства, а также усилить контроль со стороны властей за качеством и сроками проведения ремонтных работ.
Производство асфальта и укладку асфальта необходимо разделить. "Укладчик" не должен производить асфальт.
Либо, Норильскавтодор должен иметь свой завод!