Занимательно о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
В последнее время довольно часто норильчане обращаются за консультациями, связанными с содержанием многоквартирных домов в связи с их ненадлежащей эксплуатацией.
В этой связи, рассмотрим отдельные полномочия, регулируемые Правительством Красноярского края.
Осуществлением государственного контроля (надзора) в данной сфере занимается СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
3 апреля 2012 г. Постановлением Правительства Красноярского края N 143-п Утверждено ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Ниже рассмотрим отдельные пункты Положения с комментариями, которые могут быть полезны и интересны.
1.3. Служба находится в ведении Правительства края. Показывается высокий статус Службы.
1.4. Служба реализует полномочия непосредственно и через свои территориальные подразделения. В г. Норильске находится региональное подразделение Службы (г. Норильск, ул. Ленинский пр-т, 1, 4-й этаж).
1.5. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти края и иными государственными органами края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам, входящим в полномочия Службы.
Обозначены для взаимодействия все государственные органы. Двери для Службы открыты, и Служба может практически все вопросы в рамках своих полномочий беспрепятственно. В том числе, двери Службы открыты для граждан.
2. ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
2.1. Обеспечение соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и жилищного законодательства федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти края и иными государственными органами края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Службе практически переданы надзорные полномочия в сфере градостроительной деятельности и соблюдения жилищного законодательства. Примечание: Жилищное законодательство также должны соблюдать граждане!
3. ПОЛНОМОЧИЯ СЛУЖБЫ
3.1. Осуществление регионального государственного строительного надзора по объектам капитального строительства в порядке и в случаях, установленных федеральным законодательством.
3.3. Осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), в том числе:
1) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
Жилищный фонд должен быть использован по прямому назначению (нельзя, например использовать квартиру для ведения производственной и коммерческой деятельности);
Собственники должны обеспечить сохранность жилищного фонда и общедомового имущества. По Договору, управлением МКД занимаются Управляющие компании, имеющие соответствующую лицензию, выданной Службой. Учитывая это, в случаях, когда по мнению собственника, есть угроза для сохранности дома, собственник вправе обратиться напрямую в Службу (как к надзорному органу). Зачастую, собственники "воюют" с "ветряными мельницами". Компетентные специалисты Службы должны отреагировать на обращение граждан, разобраться в ситуации и принять соответствующие меры в рамках своих полномочий, данных Правительством края.
требований к формированию фондов капитального ремонта;
Очевидно, что Служба должна более активно участвовать в формировании фонда капитального ремонта, особенно на северных территориях края, где высокий износ жилищного фонда из-за экстремальных климатических условий. Существующие требования не являются оптимальными как по составу, так и по видам капитального ремонта; не предпринимаются попытки для оптимизации затрат на проектные работы и фактическое выполнение работ в отдаленных районах (слишком дорогие ремонты, которые "пожирают" фонд капитального ремонта). Такое обстоятельство не способствует качественному выполнению своевременных ремонтов из-за высокой стоимости. В этой связи, довольно длинная очередь на капремонт домов. За счет унификации и типовых проектно-технических решений, оптимизированных для каждой из серии существующих домов, можно было-бы снизить себестоимость ремонтов.
требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
Для Норильска актуальным является разработка требований Службой не только для Управляющих компаний (УК), но и организаций, осуществляющих работы по договорам с УК, в том числе, особенно работы, влияющие на сохранность домов (ремонты несущих конструкций домов, так называемый надзор за состоянием оснований и фундаментов).
требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.
2) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, в том числе требований:
к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
Это спектр вопросов, входящих в полномочия Службы, и собственники должны обращаться в Службу, а не в другие административные органы и УК.
3) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности);
4) обращение в суд с заявлениями:
в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
Обращение в суд Службой в интересах граждан является более эффективной, чем если граждане будут в индивидуальном порядке "бороться". Гражданам лучше всего обратиться в Службу. При необходимости, специалисты Службы более компетентно и обоснованно смогут подготовить и подать заявление в суд.
5) осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением региональным оператором требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.3.4. Осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе:
выдача квалификационного аттестата, выдача переоформленного квалификационного аттестата, выдача дубликата квалификационного аттестата, аннулирование квалификационного аттестата, ведение реестра квалификационных аттестатов;
Квалификационный аттестат необходимо предусмотреть не только для УК, но и для организаций, работающих по договорам с УК в части работ, влияющих на безопасность дома. Выдача статуса – Специализированная организация.
3.3.5. Образование технической комиссии для установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, размещение заключения технической комиссии на официальном сайте Красноярского края - едином краевом портале "Красноярский край (www.krskstate.ru)" и направление (вручение) его копии в установленном порядке.
3.3.7. Ведение реестра сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведений о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведений о размере остатка средств на специальном счете, сведений о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта, сведений о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, реестра специальных счетов.
Важная надзорная функция, на мой взгляд, такой реестр Службой не ведется, либо пользуются информацией из открытых источников (например, ГИС ЖКХ).
3.3.10. Предоставление сведений, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
3.5. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством.
3.6. Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений контролируемым лицам и осуществление контроля за их исполнением.
Для охвата существующего объема работ по предписаниям, штат регионально представительства Службы необходимо значительно расширить.
3.10. Рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в полномочия Службы, в установленном порядке.
3.21. Внесение в Правительство края проектов законов края, которые необходимо внести в Законодательное Собрание края от имени Правительства края, а также проектов правовых актов Правительства края и проектов договоров (соглашений), заключаемых Правительством края в областях государственного управления, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 Положения.
Существенный пункт. Служба может быть инициатором в доработке существующих нормативных актов, по управлению МКД в условиях крайнего севера и многолетнемерзлых грунтов, значительного износа коммуникаций, изменения норм по межремонтным срокам, содержанию придомовых территорий в условиях длительной зимы и много другое.
3.22. Участие в мониторинге общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих в крае.

Служба строительного надзора и жилищного контроля - это организация, которая осуществляет государственный контроль за качеством строительства и содержанием жилых домов.
Ее основная цель заключается в обеспечении безопасности, соответствия нормативным требованиям и предоставлении жильцам комфортных условий проживания.
Служба строительного надзора и жилищного контроля имеет полномочия по проверке строительных объектов, выдаче разрешений на строительство, а также контролю за соблюдением правил эксплуатации жилых помещений.
Она занимается выявлением и устранением недостатков, повышением энергоэффективности и соблюдением технических норм.
Эта служба играет важную роль в обеспечении качественного жилья и защите прав потребителей.
Жильцы могут обращаться к ней с вопросами, жалобами или консультациями, связанными с жилищными условиями.
Служба строительного надзора и жилищного контроля старается решить проблемы быстро и эффективно, с учетом законодательства и правил безопасности.
Таким образом, служба строительного надзора и жилищного контроля является важным звеном в обеспечении качественного жилья и защите интересов граждан.