Сегодня проехал с ежегодной инспекцией автодороги Норильск-Талнах в научных целях. Обследование приурочена к концу зимнего периода. Отмечу, что этот год отличается от предыдущих.
Количество повреждений, просадок и сдвижек полотна дороги максимальная за последние 10 лет. И причин этому много. Одна из причин, установленные бортовые камни, которые существенно изменили режим снегопереноса и снегоотложения вдоль дороги.
Чудес нет, места повреждений одни и те же. На 17-ти километрах, количество деформированных участков свыше 500, сдвижек полотна с разрывом покрытия свыше 120, деформаций основания опор освещения около 70 шт.
Масштаб впечатляет! Также понимаем, что несколько лет назад дорога была капитально была отремонтирована и установлены опоры освещения. Видимо, проект был без учёта геотехнических проблем основания, наличия активных зон термокарста...
В регионе, для подготовки дорожной насыпи, как правило применяется скальный грунт (из-за отсутствия традиционных материалов), и при отсутствии мелкой фракции не может обеспечить устойчивость, особенно там где толщина слоя большая (при этом, ещё растет нагрузка на слабое основание за счёт увеличенного собственного веса).
Изменчивость климатических условий, повышение среднегодовых температур и, как следствие, проявление геокриологических процессов в виде понижения верхней границы многолетнемерзлых грунтов способствует развитию незатухающих деформаций дорожного полотна, особенно на участках расположения водопропускных сооружений, где присутствует дополнительный фактор, термокарстовые озера и сезонно-действующие водотоки...
О существующих проблемах и возможностях исправить ситуацию неоднократно информировал Норильскавтодор. Видимо ежегодная перекладка асфальта пока для них идеальное решение!!! Удивительно, что год назад даже отказали в бесплатном проведении опытно-конструкторской работы по укреплению дорожного полотна.
За 30 лет накоплена хорошая информация и проработаны технические решения, которые могут лечь в основу для корректировки существующего свода правил по автомобильным дорогам на многолетней мерзлоте.
Эксплуатационная надежность линейных сооружений в условиях мерзлоты пожалуй самая сложная тема ввиду изменчивости ситуации на каждом десятом метре.
В целом, учитывая опыт, сегодня уже возможно на практике применять наработки в будущих ремонтах занимаясь вопросом в комплексе.
Иначе получается бестолковая перекладка асфальтового покрытия до начала зимы, и все проблемы к весне уже проявляются.
Надо уходить от порочной практики ради безопасности на дорогах и неэффективных трат.
В условиях неизбежного накопительного эффекта проблем с полотном дорог, в ближайшие годы придется строить новую дорогу путем реконструкции существующей. За счёт этого можно сразу решить две проблемы: повысить надёжность дороги, и увеличить количество полос движения до 4-х!
Поэтому необходимо принимать меры уже сегодня, чтобы избежать такой необходимости в будущем. Это может быть как улучшение технического состояния существующей дороги, так и создание новых технологий и материалов для ремонта и строительства дорог на мерзлоте.
Кроме того, важно не забывать о своевременном проведении регулярного обслуживания полотна дорог, чтобы предотвратить возможные повреждения и увеличить срок их эксплуатации. Это поможет сохранить дороги в хорошем состоянии и обеспечить безопасность на дорогах для всех участников движения.
В целом, ремонт и обслуживание дорог на мерзлоте являются сложной задачей, но ее решение необходимо для обеспечения безопасности и комфорта наших граждан. Поэтому важно продолжать работу в этом направлении и постоянно совершенствовать технологии и методы работы.
Необходимо уже сейчас заниматься дорогами, иначе на объекты реновации в районе Талнах в 2035 году нужно будет возить на вертолете (•‿•)