Движущей силой технического и технологического развития, как правило, является образовательно-научный центр.
Норильску повезло! 20 июня 1944 года начальник Норильского комбината А.А. Панюков подписал приказ №449 об открытии Норильского горно-металлургического техникума, который бы в кратчайшие сроки обеспечил растущие потребности промышленных предприятий в технических работниках.
Таким образом, образовательный центр "старше" города! Кроме того, около 10 (а может быть и больше) научно-прикладных институтов на территории имели филиалы. Все это в комплексе позволило Норильску стать своеобразным центром для формирования Северного опыта в различных сферах, от строительства до энергетики. Далее, Норильский опыт перенимали другие северные регионы.
Однако сейчас на повестке дня - Арктические компетенции. Что у нас имеется? Потенциал в научно-образовательной сфере практически исчерпан. Последний филиал научной организации был ликвидирован ещё 13 лет назад. Университет переживает не лучшие времена...
Несмотря на это, у нас всё ещё есть шанс для реанимации. Здание ЗГУ планируется обновить и расширить. Однако, нам необходимы научные кадры и преподаватели. Мы не можем полагаться на то, что сможем "заманить" специалистов из других регионов.
Один из вариантов это запуск схемы: производственная компетенция - образование - наука.
Для этой схемы можно задействовать квалифицированных специалистов, работающих в различных подразделениях в Норильске. (И их здесь довольно много!) Мы можем использовать стимулирующие факторы, чтобы привлечь этих специалистов. При таком подходе мы сможем быстро заложить основу для дальнейшего развития Арктических компетенций на основе уже накопленного опыта.
Кроме того, нужно создать механизм для подготовки специалистов с дополнительной арктической квалификацией на базе ЗГУ. Этот вариант может способствовать притоку абитуриентов из других регионов.
Иначе, если мы будем полагаться только на разовые "десанты" студентов из других вузов, они "поучат" местных специалистов. Такой подход окончательно может уничтожить остатки существующего опыта и потенциала.
Источником роста должны стать местные кадры!
Кроме того, мы должны делать ставку на образовательные программы, связанные с арктическими исследованиями. Создание специализированных курсов и направлений в университете может привлечь абитуриентов из других регионов, которые интересуются этой тематикой. Это позволит не только увеличить поток студентов, но и обеспечить приток молодых кадров с арктической квалификацией.
Также, важно создать благоприятные условия для сотрудничества между научными и промышленными организациями. Партнерство между университетом, научно-исследовательскими организациями, а также промышленными предприятиями позволит проводить совместные исследования и разработки, расширить научные возможности и привлечь внимание к проблемам Арктики. Такое сотрудничество будет способствовать обмену опытом и знаниями между различными специалистами.
Важно также уделить внимание молодежи и создать мотивацию для изучения арктических компетенций. Проведение конкурсов, стипендий и грантов для студентов, которые интересуются арктической тематикой, может стать стимулом для развития новых талантов и исследователей в этой области.
Все эти меры в комплексе позволят не только реформировать и развивать научно-образовательный центр в Норильске, но и укрепить арктические компетенции. Подобное развитие способствует устойчивому развитию региона и созданию новых возможностей для его жителей.