Известно, что одной из главных причин деградации мерзлоты в зоне городской застройки является фактор антропогенного вмешательства в предпостроечное условно стабильное состояние грунтов в процессе строительства и в дальнейшем в процессе эксплуатации.
Серьезные факторы, это в первую очередь сам процесс устройство свайного поля со значительным количеством свай и прокладка подземных коммуникаций. Если с первым, худо-бедно можно смириться, то с прокладкой подземных каналов (коллекторы для отопления и канализации, беда).
Несколько лет назад в городе Норильске было построена три здания для размещения детского сада.
Одним из объектов было здание по ул. Талнахская, д. 30А. Ввод в эксплуатацию - 2013 год.
Практически сразу после ввода данного объекта в эксплуатацию, были выявлены серьезные отклонения от требований нормативных документов. Перечень довольно большой.
Проложенные каналы к данному объекту в силу характерных ошибок при их прокладке за прошедшие 10 лет привели к значительному ухудшению мерзлотно-грунтовых условий не только на площадке расположения самого объекта, но и на площадке близрасположенного здания Средней школы.
Таким образом, происходит процесс накопительного эффекта и риск стремительного развития деформаций на объектах.
Причем тут УКРиС Администрации города Норильска?
По сложившейся практике (поскольку "Регламента по эксплуатации объектов на объектов...), руководство учреждений ежегодно получают информационные отчеты о выявленных нарушениях на объекте и первичных рекомендациях по их устранению. Далее, информация направляется в УКРиС (иной структуры нет) для включения необходимых работ в различные титулы ремонтов, которые согласовываются Депутатами Норильского городского совета.
И многие проблемы не устраняются годами!!!
И в этой цепочке, никто не может разобраться, что первично, что делать и какую сумму предусмотреть для этого. Зачастую решения принимаются условным списком без ранжирования технической необходимости той или иной работы. Исключение могут составить некие аварийные, либо предаварийные ситуации.
Кроме того, сложность еще состоит в определении причин, которые привели к деформаций (например с покраской фасада - все понятно, краска отошла, красим еще раз).
С грунтами оснований зданий и с фундаментами, а также с подземными коммуникациями, все гораздо сложнее. Как правило, требуется проведение специального технического освидетельствования состояния несущих конструкций здания, включая состояния мерзлых грунтов основания. Этот процесс сложный и долгий. Данное обстоятельство зачастую игнорируется для простоты принятия решения и формирования плана работы.
За "основу" берутся "Информационные отчеты...", называют их "Заключением специализированной организации..." и дело в шляпе. При реализации работ таким способом, сами причины не устраняются, деформации могут дальше развиваться, приведя в итоге к плачевному результату.
Необходимо пересмотреть существующий порядок в части реализации компенсирующих мероприятий по недопущению аварийности муниципальных объектов:
Утвердить общий порядок для муниципальных объектов.
В случае фиксации деформаций связанных с грунтами основания и фундаментами, такие объекты должны быть выделены и включены по умолчанию в особый список группы: Противоаварийные мероприятия.
В бюджете города предусмотреть определённую сумму зарезервировав их на противоаварийные мероприятия.
Распорядителем данной статьи определить Главу города (при таком подходе сокращается время для принятия оперативных решений).
Предусмотреть также регламент по реализации комплекса мероприятий включающих пошаговые, понятные инструменты.
В противном случае, к сожалению, жизненный цикл некоторых объектов заканчивается раньше срока!